Глобальная трансформация грузоперевозок

Глобальная трансформация грузоперевозок

В конце июня Москву посетил новый генеральный директор IATA Александр де Жюньяк, избранный на эту должность в прошлом году.

В ходе переговоров с российскими авиационными властями глава IATA, в частности, призвал Россию обеспечить ощутимость преимуществ недавно ратифицированной Монреальской конвенции 1999 г. путем подготовки таможенных и пограничных органов к принятию электронного документооборота в грузоперевозках.

"Монреальская конвенция предусматривает электронный обмен данными между всеми участниками процесса, — сказал Александр де Жюньяк в эксклюзивном интервью АТО. — И это важно для России, поскольку у вас очень сильные грузовые авиакомпании. К тому же географически Россия прекрасно расположена между Европой и Китаем, поэтому есть все предпосылки для развития грузовых хабов в России. Но необходимо внедрять новые технологии". По его словам, впервые после восьми лет стагнации на рынке грузовых авиаперевозок началось существенное восстановление: "Растут и объемы перевозок, и тарифы. Так что грузовые перевозки снова начинают вносить положительный вклад в экономику авиакомпаний".

По оценкам IATA, в этом году воздушный транспорт перевезет грузов на сумму 5,5 трлн. долл., что превышает 35% мирового оборота, хотя по объему доля грузовых авиаперевозок составляет менее 1%. Для авиакомпаний — членов IATA, которые занимаются как пассажирскими, так и грузовыми перевозками, карго-бизнес в среднем приносит 9% доходов, что более чем вдвое превышает долю доходов от пассажиров премиум-класса.

"Но мы считаем, что грузовые перевозки нуждаются в радикальной модернизации, — говорит Александр де Жюньяк. — Пока бизнес-процессы очень громоздкие, требуется обработка множества бумажных документов. Вам надо заполнить примерно 30 бумаг, только чтобы переслать iPhone из Гонконга в Амстердам, — это безумие. Поэтому наша стратегия направлена на внедрение новых глобальных стандартов и цифровых технологий, которые позволят упростить и ускорить все эти процессы".

Недавно принятая новая стратегия развития грузовых авиаперевозок выделяет следующие основные направления модернизации и трансформации отрасли:

1.    полный переход на цифровые технологии по всей логистической цепочке, который обеспечит мгновенный обмен информацией между всеми участниками процесса, что позволит повысить эффективность и упростить грузоперевозки;

2.    принятие современных гармонизированных стандартов, способствующих безопасным и эффективным перевозкам, особенно при работе с опасными грузами;

3.    внедрение усовершенствованных технологий и интеллектуальных систем, позволяющих отслеживать перемещение грузов и получать предупреждения обо всех отклонениях в режиме реального времени;

4.    использование всех возможных данных для повышения качества работы и эффективности отрасли.

Под эгидой IATA активно развивается глобальная система взаиморасчетов CASS (Cargo Account Settlement System), которая, будучи аналогом применяемой в пассажирских перевозках системы BSP, позволяет проводить многосторонние финансовые взаиморасчеты между авиакомпаниями и грузоотправителями.

В прошлом году IATA официально запустила программу упрощения бизнеса в грузовых перевозках StB Cargo, разработанную по аналогии с программой Simplifying the Business в пассажирских перевозках, которая успешно развивается уже несколько лет. В рамках программы StB Cargo реализуется ряд технологических инициатив, направленных на трансформацию отрасли: переход на электронный документооборот (e-Freight) и внедрение электронной авианакладной (e-AWB), внедрение цифровых и интерактивных технологий, в частности, в наземной инфраструктуре, а также поддержка ACID — глобальной базы данных по всем происшествиям в авиационных грузоперевозках.

Инновационные направления StB Cargo предусматривают исследование и внедрение в грузовых перевозках таких перспективных технологий, как блокчейн и смарт-контракты, интернет вещей, автоматические склады и беспилотные средства доставки.

Источник: Авиатранспортное обозрение